ВЫПУСК № 556.

05.06.2006 / 16:41    Вести с казахстанского космодрома

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску ракетой-носителем «Союз-У» космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК». В минувшие выходные успешно проведена заправка компонентами топлива двигательной установки космического аппарата и сейчас на нем проводятся заключительные операции после заправки.
     Сегодня расчеты головного предприятия и байконурского филиала самарского ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» при поддержке специалистов Федерального космического центра «Байконур» выполняют автономные проверки солнечных батарей. По завершении автономных испытаний пакеты солнечных батарей будут установлены на космический аппарат.
     Запуск ракеты-носителя «Союз-У» с космическим аппаратом «Ресурс-ДК» с площадки №1 космодрома Байконур запланирован на 15 июня.

5 июня на космодроме Байконур началась пусковая компания, итогом которой должен стать запуск космического аппарата «Хот берд-8» (Hot berd 8). Сегодня в монтажно-испытательном корпусе на площадке №92 космодрома производится выгрузка створок головного обтекателя и началась подготовка к выгрузке блоков ракеты-носителя «Протон-М». Запуск ракеты космического назначения «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-м» и телекоммуникационным космическим аппаратом «Хот берд-8» планируется выполнить во второй половине июля 2006 года.

5 июня на космодроме Байконур начались работы со спутником «Бауманец», доставленным на космодром Байконур 3 июня 2006 года. Сегодня производится выгрузка космического аппарата из контейнера, выгрузка и размещение вспомогательного оборудования.
     КА имеет форму куба с ребром 700 мм. Масса спутника составляет 92 кг.
     Кластерный запуск ракеты-носителя «Днепр» с космодрома Байконур запланирован на 28 июня.
     «Днепр» должен будет вывести на орбиту космический аппарат «БелКА», университетский спутник «Бауманец», спутник «УниСат-4» (UniSat 4), а также три стандартных контейнера «ПикПот» (P-Pod) с размещенными в них семью КА «КубСат» (CubSat).
     «Бауманец» и другие КА предполагается вывести на солнечно-синхроннную орбиту высотой 650-800 км и наклонением 98 градусов.

05.06.2006 / 15:43    Состоялось собрание акционеров

3 июня с.г. в подмосковном Королеве состоялось годовое Общее собрание акционеров Открытого акционерного общества (ОАО) «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П. Королева», созванное в установленном порядке по решению Совета директоров Корпорации. На собрании было зарегистрировано 5152 участника, представляющих интересы акционеров предприятия, владеющих в совокупности 915872 акциями, что составило 81,5% от общего количества голосующих акций акционерного общества.
     Как уже сообщалось на ленте новостей, Президент Корпорации Н.Н Севастьянов сделал доклад о результатах деятельности ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева» в 2005 году.
     Впервые за четыре прошедших года была получена чистая прибыль в размере 159,6 млн. руб. Ликвидированы просроченные дебиторские задолженности. Стоимость акций на рынке за период между двумя годовыми Общими собраниями акционеров увеличилась с 3 до 8 тыс. руб. за акцию.
     Собрание утвердило отчет по итогам деятельности ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева» за 2005 год и годовую бухгалтерскую отчетность, предложения Совета Директоров по распределению прибыли.
     Как сообщает пресс-служба , избран новый Совет директоров в составе: Аношкин Александр Васильевич (помощник Руководителя Администрации Президента РФ), Верхотуров Владимир Иванович (Первый вице-президент, первый заместитель Генерального конструктора ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева»), Гавриленко Анатолий Григорьевич (Председатель наблюдательного Совета группы компаний «АЛОР»), Зеленщиков Николай Иванович (Первый вице-президент, первый заместитель Генерального конструктора ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева»), Краснов Алексей Борисович (Начальник Управления пилотируемых программ Роскосмоса), Люхин Александр Викторович (сотрудник Минобороны РФ), Моисеев Николай Федорович (Начальник департамента оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ), Никитин Глеб Сергеевич (Начальник Управления Росимущества), Севастьянов Николай Николаевич (Президент, Генеральный конструктор ОАО «РКК «Энергия» им. С.П.Королева»), Стрекалов Александр Федорович (Первый вице-президент ОАО «РКК «Энергия» им. С.П. Королева», Генеральный директор ЗАО «ЗЭМ»), Субботин Валерий Александрович (заместитель Директора департамента Минэкономразвития РФ).
     Ревизионная комиссия Корпорации избрана в количестве 12 человек.

- А.Ж.

05.06.2006 / 15:43    В Киеве на международном научном симпозиуме был представлен проект «Воздушно-космической системы»

С 1 по 3 июня 2006 года под эгидой Национальной академии наук Украины, Министерства образования и науки прошел XXI-й Международный Киевский симпозиум «Прогнозирование научно-технологического и инновационного развития: государственная программа Украины и мировой опыт», сообщает информационное агентство .
     В ходе заседания круглого стола «Земля и Космос» был рассмотрен инициативный проект авторского коллектива из Днепропетровска «Воздушно-космическая система «BLACK SEA». Проект представил главный конструктор РКТ, доктор технических наук В.И. Кукушкин. Как он сообщил, в настоящее время отработана концепция проекта – создание многоразового авиационно-космического носителя легкого класса для вывода в космос полезной нагрузки массой до 300 кг. Аналогичные системы разрабатываются в мире, но предлагаемый вариант украинскими специалистами максимально ориентирован на использование уже имеющихся узлов и может позволить объединить имеющиеся наработки в этой области в отечественных авиационной и космической отраслях.
     Горячую поддержку проекту выразил ректор Харьковского аэрокосмического университета, профессор Кривцов В.С. и другие участники круглого стола. Присутствовавшие на заседании представители НКАУ участия в обсуждении проекта не приняли.

05.06.2006 / 15:43    Суперкомпьютер воспроизвел слияние галактик и черных дыр

Международная группа ученых смоделировала процесс столкновения галактик и слияния супермассивных черных дыр и рассчитала условия, необходимые для проверки теории Эйнштейна, сообщает EurekAlert. «Мы определили, что газ играет существенную роль в совместной эволюции галактик и супермассивных черных дыр», - поясняет руководитель исследования доктор Стелиос Казанцидис (Stelios Kazantzidis) из Чикагского университета, сообщает .
     Результаты, полученные группой д-ра Казанцидиса, представляют большой интерес для миссии космической станции LISA (Laser Interferometer Space Antenna), которую NASA планирует запустить в 2015 году для изучения ранней Вселенной с целью обнаружения гравитационных волн. Гравитационные волны, предсказанные общей теорией относительности Эйнштейна, до сих пор еще не были обнаружены. Самым сильным источником гравитационных волн во Вселенной являются сталкивающиеся супермассивные черные дыры.
     Сейчас наша Галактика спокойно движется сама по себе в пространстве, но когда-нибудь, согласно теоретическим предсказаниям астрономов, она столкнется со своей ближайшей соседкой – туманностью Андромеды. Млечный путь послужил удобной моделью Галактики при моделировании слияния супермассивных черных дыр. Группа д-ра Казанцидиса рассчитала столкновение 25 пар галактик, чтобы определить ключевые факторы, приводящие к слиянию черных дыр.
     Для слияния черных дыр необходимо, чтобы сначала слились галактики, в которых они находятся. Если в галактиках содержится мало газа, возможность их слияния будет зависеть от их структуры. Но если сталкиваются две галактики, содержащие большое количество газа, то за этим обычно следует слияние супермассивных черных дыр. Когда две галактики начинают сталкиваться, газ теряет энергию и попадает внутрь галактического ядра, в результате чего ядра галактик становятся более плотными и стабильными. Когда ядра сливаются, супермассивные черные дыры, находящиеся внутри них, сливаются тоже. Если ядра разрушаются, слияния не происходит.
     Ученым удалось также получить эффекты, которые астрономы наблюдают при слиянии галактик. Самым заметным среди них является формирование так называемых «приливных хвостов» – потоков звезд и газа, которые образуются при столкновении галактик под воздействием сильных приливных сил.
     Группа д-ра Казанцидиса в настоящее время работает над усовершенствованием модели и увеличеним точности вычислений.

- А.Ж.

05.06.2006 / 15:43    Роскосмос планирует добывать на Луне редкоземельные металлы

В недалеком будущем на Луне планируется организовать добычу редкоземельных металлов, которые после транспортировки на Землю будут использованы для создания элементов электронной техники, говорится в материале, размещенном на сайте Роскосмоса, со ссылкой на заместителя руководителя Федерального космического агентства Юрия Носенко.
     "Я не случайно назвал не уголь, не нефть, не газ, а редкоземельные металлы. Потому что, исходя из условий транспортировки, следовало бы начать с них - дефицит некоторых из этих элементов может обнаружиться на Земле уже в недалекой перспективе. Редкоземельные металлы будут использоваться в создании полупроводников для современной электронной и медицинской техники", - отметил Носенко.
     По его словам, Луна рассматривается также как площадка для решения традиционных астрономических задач, передает .
     "На Луне нет атмосферы. Там очень хорошие условия для установки телескопов различного назначения. Построение станций связи, возможно, навигационных. Но подходить к этому надо без эйфории, методически, планомерно", - сказал заместитель главы Роскосмоса.
     Вместе с тем Носенко отметил, что знания человечества о Луне пока еще имеют пробелы. "Вы знаете, мы очень мало еще знаем о Луне и о ее геологическом строении, поэтому все это надо исследовать для того, чтобы потом принять правильное решение по практическому использованию", - добавил он.
     По его словам, строительство лунных баз невозможно без уверенности в том, что на спутнике Земли достаточно воды.
     "Строительство станций и баз на Луне станет практически бесперспективным, если там не будут найдены залежи воды в твердом агрегатном состоянии. Сейчас поиски такие ведутся космическими аппаратами различных стран, прежде всего, американскими с участием, кстати, России. Российский прибор поиска воды будет установлен на таком аппарате. То есть Луну нужно изучить всесторонне, постепенно, сделать выводы о целесообразных шагах дальнейшего ее использования, и только тогда двигаться дальше", - заключил Носенко.

- А.Ж.

05.06.2006 / 15:43    Японский бизнесмен после возвращения с МКС сварит космическое саке

Японский бизнесмен Дайсукэ Эномото, осенью стартующий на МКС, после возвращения на Землю планирует сварить уникальное космическое саке, передает . Об этом в материале, размещенном на официальном сайте Роскосмоса, сказал заместитель руководителя Федерального космического агентства Юрий Носенко.
     "Мне кажется, этот предприниматель из Японии весьма неглуп", - отметил он в этой связи. "Возможно, он и думает о создании саке и говорит только об этом. Но надо сказать, что дрожжи - это очень интересный и, казалось бы, на вид простой биологический продукт, и те свойства, которые могут быть открыты, привнесены в процесс развития этих бактерий в космосе, могут дать или придать дополнительные свойства той продукции, которая будет делаться на Земле", - уточнил Носенко.
     По его словам, Эномото не ставит целью варить космическое саке на борту, потому что для этого нужна специальная технология. "Даже в пробирке каждый грамм веса, чтобы привезти эту пробирку на борт, это дорого, он учтен. На борту строгий сухой закон. Но зато на Земле он сможет сварить очень интересное саке, сделать очень красивую этикетку к нему и получить очень хорошую прибыль. А потом, может быть, открыть аптеку, микробиологический завод и другие производства", - добавил заместитель руководителя Федерального космического агентства.

05.06.2006 / 10:01    Открылся сезон наблюдений серебристых облаков

В минувшую пятницу начался период видимости так называемых серебристых облаков (мезосферных облаков, ночных самосветящихся облаков - Noctilucent clouds, NLC). Серебристые облака представляют собой верхний слой облачного покрова планеты, располагаются на высотах 73 - 96 км над поверхностью Земли в мезосферном слое, где происходит непосредственное взаимодействие атмосферы с космическим пространством. Облака отличаются тем, что светятся не отраженным, а собственным светом и очень хорошо видны на фоне ночного неба.
     Как указывает SpaceWeather, природа этих облаков по-прежнему остается загадкой. Их образование связывают, например, с влиянием космической пыли или с воздействием процессов глобального потепления. Специально для изучения серебристых облаков НАСА планирует запустить исследовательский спутник AIM.
     Несмотря на неясное происхождение, облака являются для ученых очень важным источником информации о динамических процессах в мезопаузе, пишет .

- А.Ж.

05.06.2006 / 09:44    "Новые горизонты" вошли в "пояс астероидов"

Американский межпланетный зонд New Horizons, держащий путь к Плутону, в минувшую пятницу вошел в пояс астероидов. Тем самым он стал девятым космическим аппаратом, который вторгается в эту опасную зону Солнечной системы. Ранее пояс астероидов успешно преодолевали Pioneer-10, Pioneer-11, Voyager-1, Voyager-2, Galileo, Cassini, NEAR и Ulysses.

05.06.2006 / 00:03    Старт с “морского космодрома” отложен

Как минимум, на два дня отложен запуск с морской стартовой платформы Odyssey американского телекоммуникационного спутника Galaxy-16, который предполагалось осуществить 12 июня. О причинах задержки не сообщается. Скорее всего, это связано с техническими проблемами. О новой дате старта должно быть сообщено в ближайшее время.

05.06.2006 / 00:03    В Индии готовят два космических старта

Как сообщает газета The Hindu, в настоящее время на индийском космодроме Shriharikota ведется подготовка к запуску двух ракет-носителей. Пуск РН GSLV намечен на июдь, а РН PSLV – на август.
     РН GSLV должна вывести на околоземную орбиту телекоммуникационный космический аппарат INSAT-4C. Особенностью этого пуска будет то, что впервые при старте будет задействован новый стартовый комплекс, созданный специально для носителей этого типа.
     Полезной нагрузкой PSLV будут три спутника, один из которых – возвращаемый Space-capsule Recovery Experiment (SRE). Если аппарат удастся возвратить на Землю, это станет важным этапом в реализации космической программы Индии. Спутник предполагается приводнить в Бенгальском заливе. В его поиске и спасении будут задействованы корабли ВМФ Индии.

05.06.2006 / 00:03    Умер Уилбер Хьюстон

Уилбер Хьюстон (Wilber B. Huston), многие годы проработавший в американском аэрокосмическом ведомстве, скончался 25 мая нынешнего года. Ему было 93 года.
     В 1929 году великий американский изобретатель Томас Эдисон (Thomas Edison)объявил, что намерен найти мальчика, который имеет перспективу сделать блестящую карьеру в науке. Жюри, в состав которого, кроме Эдисона, вошли Герни Форд (Henry Ford) и Чарльз Линдберг (Charles Lindbergh), из множества претендентов выбрало Хьюстона. Эдисон оплатил ему обучение в Массачусетском технологическом институте. В 1935 году Хьюстон получил там степень бакалавра в области физических наук. Потом была служба в армии т увлечение религией, что привело к паузе в занятии наукой. С 1946 года и до середины 1980-х годов Хьюстон работал в Национальном консультативном аэронавтическом комитете (National Advisory Committee for Aeronautics), предшественнике NASA.

05.06.2006 / 00:03    Спутник WGS-1 прошел испытания

В испытательном корпусе завода компании Boeing Company в Эль-Сегундо, шт. Калифорния, успешно завершен первый цикл испытаний первого из трех телекоммуникационных спутников Wideband Gapfiller Satellites (WGS), разрабатываемых по заказу Пентагона для создания глобальной системы высоконадежной и высокозащищенной связи нового поколения. Начало развертывания системы должно начаться во втором квартале 2007 года.

05.06.2006 / 00:03    Атмосфера Титана и кольца Сатурна

Лаборатория реактивного движения распространила снимок № N00062235, сделанный 2 июня нынешнего года камерами межпланетного зонда Cassini. В момент съемки до Титана было 2,338,094 км.

- А.Ж.

05.06.2006 / 00:03    "Оппортунити" изучил "камень Чейни"

Марсоход Opportunity продолжает свое путешествие по Красной планете. Главной целью, которую преследуют специалисты, управляющие движением аппарата, - кратер Виктория. Сейчас марсоход находится южнее этого образования. Но на пути к “главной цели” Opportunity исследует и объекты поменьше. Четыре последних дня были посвящены изучению камня Чейни (Cheyenne). Изображение этого камня можно увидеть на приводимом здесь снимке.

- А.Ж.

05.06.2006 / 00:03    Памятные даты космонавтики. 5 июня 2006 г.

5 июня исполняется 75 лет, как родилась Валентина Ивановна Телегина, ведущий специалист РКК "Энергия" в области теплозащиты и декоративно-отделочных материалов.

5 июня исполняется 50 лет, как родился Сиэрфосс Ричард Ален (Searfoss, Richard Alan), астронавт США, совершил 3 космических полета в 1993, 1996 и 1998 годах. Суммарный налет в космических полетах 39 суток 3 часа 20 минут 19 секунд.

5 июня исполняется 15 лет, как с космодрома на мысе Канаверал был осуществлен 11-й запуск в космос американского МТКК "Колумбия" (Columbia), миссия STS-40, с семью астронавтами на борту. В полете были проведены медико-биологические эксперименты в лаборатории "Spacelab" по программе "SLS-1". Впервые в одном экипаже три женщины.

04.06.2006 / 21:19    На МКС стали часто теряться важные вещи

Астронавты, работающие на Международной космической станции, все чаще сталкиваются с проблемой поиска потерявшихся важных вещей. Например, при подготовке к очередному выходу в космос не удалось найти специальный герметичный пакет для токсичных образцов, снимаемых с внешней обшивки станции. Также пропал специальный упор для ног, который планировалось использовать при работе в открытом космосе. Все вещи на борту помечены штрих-кодами. За их положением следит компьютер, но если предмет не оказывается на месте, то найти его очень трудно. В таких случаях NASA приходится обращаться к астронавтам из прежних экспедиций с просьбой вспомнить, где они видели потерянную вещь последний раз. Подобные проблемы в последнее время возникают все чаще, по мере того загрузка МКС различным оборудованием приближается к пределу, сообщает “Радио ”Свобода”.

- А.Ж.

04.06.2006 / 21:19    РКК «Энергия» впервые за четыре года получила прибыть в 159 млн рублей

Президент "Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П.Королева" Николай Севастьянов заявил, что впервые за четыре последних года корпорация получила чистую прибыль в размере 159,6 млн руб. "Ликвидированы просроченные дебиторские задолженности. Стоимость акций на рынке за период между двумя годовыми общими собраниями акционеров увеличилась с 3 до 8 тыс. руб. за акцию", - сказал Севастьянов на годовом общем собрании акционеров открытого акционерного общества (ОАО) "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева", передает .

- А.Ж.

04.06.2006 / 00:03    Памятные даты космонавтики. 4 июня 2006 г.

4 июня исполняется 35 лет, как правительство СССР предложило рассмотреть на 26-й сессии Генеральной ассамблеи ООН вопрос "О разработке международного договора о Луне" и представило проект такого договора.

4 июня исполняется 10 лет, как первый испытательный запуск с космодрома Куру новой европейской РН "Ариан-5" (Ariane) с четырьмя научными спутниками "Cluster" закончился аварией на 40-й секунде после старта.

03.06.2006 / 21:37    "Бауманец" доставлен на Байконур

3 июня на космодром Байконур самолетом Ан-26 доставлен космический аппарат <Бауманец>. Спутник и вспомогательное оборудование для него перегружены из самолета на автомобиль и перевезены на площадку № 31 космодрома, где космический аппарат будет готовиться к запуску. Запуск ракеты-носителя <Днепр> с космическими аппаратами <БелКА>, <Бауманец>, <УниСат-4> (UniSat 4), также трех стандартных контейнеров <ПикПот> (P-Pod) с размещенными в них семью КА <КубСат> (CubSat) планируется выполнить с космодрома Байконур 28 июня.

03.06.2006 / 00:03    Не мировой, но все-таки рекорд

Космонавты Павел Виноградов и Джеффри Уильямс (Jeffrey Williams), работавшие в ночь с 1 на 2 июня с.г. за бортом Международной космической станции, установили рекорд продолжительности выхода в открытый космос из российского сегмента МКС. Об этом объявил пресс-секретарь Роскосмоса Игорь Панарин. "Выход в космос экипажа МКС является на сегодняшний день самым продолжительным по времени из российского сегмента МКС и составляет 6 часов 31 минуту", – отметил он.
     Когда нет иных достижений, и такие события в радость.

- А.Ж.

03.06.2006 / 00:03    1 июня Владимир Путин провел совещание по вопросам развития военных программ в космической сфере

Как сообщила пресс-служба Роскосмоса, 1 июня с.г. президент РФ Владимир Путин провел совещание по вопросам развития военных программ в космической сфере. В совещании принимали участие заместитель Председателя Правительства – Министр обороны Сергей Иванов, начальник Генерального штаба Юрий Балуевский, глава Роскосмоса Анатолий Перминов и командующий Космическими войсками Владимир Поповкин. Встреча была приурочена к 5-й годовщине создания Космических войск РФ.

- А.Ж.

03.06.2006 / 00:03    Состоится конференция по космической биологии и аэрокосмической медицине

Как сообщила пресс-служба Института медико-биологических проблем, с 13 по 16 июня нынешнего года в стенах института пройдет XIII конференцию по космической биологии и авиакосмической медицине с международным участием. Организаторами форума выступают Государственный научный центр РФ - Институт медико-биологических проблем РАН, Государственный научно-исследовательский испытательный институт военной медицины МО РФ, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Федеральное космическое агентство и другие.
     На конференции планируется обсудить научные результаты, полученные в России, Беларуси, Украине, Армении, Казахстане, Германии, Франции, Италии, Швейцарии, а также учеными Европейского космического агентства и NASA в последние годы. Основная тематическая направленность конференции – медицинские, физиологические и биологические проблемы, имеющие непосредственное отношение к авиации и космосу. Планируется также обсуждение таких вопросов, как информационные технологии, аппаратура и методы исследований в космической биологии и авиакосмической медицине.

03.06.2006 / 00:03    Астероид Итокаву признали роем мусора

Астероид 25143-Итокава, к которому в прошлом году слетал японский зонд Hayabusa, оказался скоплением песка и мелких камней. Статья об этом появилась в журнале Science спустя шесть месяцев после сближения зонда с целью. Теперь ученые считают материал астероида обломками большего небесного тела, разлетевшимися и заново собранными вместе силами гравитации.
     По новым данным, сорок процентов объема Итокавы составляют пустоты, а его поверхность покрыта минералами разной природы. Спектрометры зонда определили, что на ней одновременно присутствуют металлическое железо и легкие силикаты - оливин и пироксен. Принято считать, что "сортировка" и отделение легких пород от тяжелых возможно только в недрах крупных планетоидов или планет. Только если такое тело разрушится, компоненты из его различных слоев могут оказаться рядом.
     "Слоистая" структура планетоида видна на снимках отдельных обломков, пишет New Scientist. Астрономы пришли к выводу, что диаметр исходного тела не превышал 200 километров - этого достаточно, чтобы тяжелые частицы собирались в центре, но при этом не плавились. Размеры собственно Итокавы заметно меньше: астероид представляет собой вытянутый камень длиной всего 535 метров.
     Подробности катаклизма, приведшего к образованию Итокавы, неизвестны. Тем не менее, разрушение астероида с последующей "самосборкой" ученые уже пытались смоделировать: такая ситуация возникла бы при попытке разрушить небесное тело, угрожающее Земле, ядерным взрывом.

- А.Ж.

03.06.2006 / 00:03    Памятные даты космонавтики. 3 июня 2006 г.

3 июня исполняется 60 лет, как родился Лидон Мэлколм Уэбб (Lydon, Malcolm Webb), нелетавший астронавт США, с 1979 по 1985 год проходил подготовку к полетам в космос по программе Министерства обороны США.

3 июня исполняется 40 лет, как с космодрома на мысе Канаверал с помощью РН "Титан-2" (Titan) был осуществлен запуск пилотируемого КК "Джемини-9" (Gemini), с астронавтами Т.Стаффордом (Stafford) и Ю.Сернаном (Cernan) на борту. Запланированная стыковка с мишенью "ATDA-1" не состоялась. Продолжительность полета составила 3 суток 20 минут 50 секунд.

- А.К.

02.06.2006 / 12:55    В Байконуре празднуют 51-ю годовщину образования космодрома

Сегодня в Байконуре отмечают 51-ю годовщину образования космодрома, передает корреспондент агентства. По информации оргкомитета праздничных мероприятий, торжества будут проходить в течение двух дней - 2 и 3 июня, пишет .
     По традиции сегодня утром состоялся митинг, посвященный образованию космодрома, участники которого возложили цветы к Мемориалу погибшим ракетчикам. В митинге приняли участие гости Байконура, официальные лица и жители города.
     Затем на центральной городской площади состоится торжественная церемония присвоения звания "Почетный гражданин Байконура" пяти ветеранам космического комплекса, внесшим большой вклад в становление и развитие города и космодрома. По окончании этой церемонии торжественным парадным маршем пройдут войска Байконурского гарнизона.
     Традиционно в День города будут открыты новые объекты городской инфраструктуры: к этому празднику приурочено открытие крытого торгового павильона на Центральном универсальном рынке и торгового дома.
     Праздничные мероприятия также будут проведены возле памятника Сергею Королеву и в городском парке.
     Вечером на центральной площади будет дан концерт, в рамках которого состоится финал регионального конкурса красоты "Звезда Байконура-2006". Впервые в этом году в городе также будет организован отборочный конкурс "Краса Байконура-2006", победительницы которого примут участие в конкурсе "Мисс России-2006".
     Одновременно с праздничными городскими мероприятиями в пригородном поселке Тюра-Таме начнется пятый республиканский айтыс акынов "Ушкыр ойлар" ("Полет мысли"), посвященный 51-летию Байконура.
     На 3 июня запланированы массовые спортивные и культурные мероприятия.

- А.Ж.

02.06.2006 / 12:55    Компания SpaceX получила уже десятый контракт на запуск своей ракеты Falcon

Первый запуск ракеты Falcon-1, первой ракеты построенной частной компанией без государственной поддержки, состоялся 24 марта этого года. Разработавшая ракету компания SpaceX неоднократно откладывала этот первый запуск, но когда он состоялся, произошла авария: менее чем через минуту после старта из-за утечки топливо произошло возгорание первой ступени ракеты и она разрушилась.
     Однако по заявлению основателя компании SpaceX известного Интернет-предпринимателя Элона Маска, все остальные системы ракеты, в том числе основной двигатель, система управления тягой и авионика работали нормально, и в течение первых 30 секунд, пока полет был нормальным, отклонение от заданного курса составило всего 0,2o. Элон Маск также выразил надежду, что второй запуск Falcon-1 состоится не позднее, чем через полгода.
     Прошло уже больше двух месяцев, но дата нового запуска так и не названа, а в планах ориентировочно фигурирует август 2006 года. Однако, несмотря на неудачный первый старт и нынешнюю неопределенность с возобновлением запусков, потенциальные клиенты не охладели к новой дешевой ракете. К моменту первого старта компания SpaceX имела 6 заказов на будущие запуски и контракт с Пентагоном на 100 млн дол., предусматривающий неназванное количество запусков на период до 2010 года включительно. На это неделе стало известно, что компания SpaceX заключила уже десятое соглашение о запуске (это если не считать контракт с Пентагоном). Девятую ракету Falcon зафрахтовала канадская компания MDA Corporation для запуска спутника Cassiope в середине 2008 г., а десятый контракт предусматривает более ранний старт: в конце 2006 г. должен состояться запуск нового демонстрационного спутника, разработанного по совместному проекту ВВС США и агентством перспективных оборонных исследований DARPA. В общем, несмотря на отсутствие (пока!) успехов, дела у SpaceX идут очень хорошо, пишет сайт .

02.06.2006 / 12:55    За 250 долларов свое фото можно отправить в космос

Американский предприниматель Роберт Бигелоу, основавший компанию Bigelow Aerospace, планирует создать первый космический отель Skywalker. Первым шагом на этому пути станет запуск на околоземную орбиту модели отеля, получившего название Genesis.
     Запуск запланирован на 16 июля 2006 г. и будет совершен с помощью российско-украинской ракеты-носителя "Днепр". На борту Genesis будут находиться около 1 тыс. фотографий и сувениров, принадлежащих сотрудникам компании Bigelow Aerospace, пишет .
     Кроме того, Genesis будет оснащен камерами, которые будут передавать изображения Земли и выкладываться на только что запущенном сайте . На сайте также сообщается, что вторая модель будет выведена на орбиту в середине сентября 2006 года. Всем желающим предлагается отправить в космос свои фотографии и памятные предметы, заплатив за это $250.

02.06.2006 / 09:48    Президент РФ объявил благодарность коллективу МИТа

29 мая с.г. президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение № 249-рп, которым "за большой вклад в создание специальной техники и укрепление обороноспособности страны" объявлена благодарность коллективу ФГУП "Московский институт теплотехники".

02.06.2006 / 09:33    Космонавты работали в открытом космосе

В ночь с 1 на 2 июня космонавты Павел Виноградов и Джеффри Уильямс (Jeffrey Williams) работали в открытом космосе. Борт международной космической станции они покинули 1 июня в 22:48 UTC (2 июня в 02:48 мск). Основными операциями, которые были выполнены космонавтами на внешней поверхности станции, были ремонтно-восстановительные работы по обеспечению сброса водорода из системы «Электрон-ВМ», демонтаж нескольких блоков российской научной аппаратуры и замена телевизионной камеры MBS на американском сегменте МКС. Работу вне станции пришлось продлить почти на час из-за значительной потери времени при переходе с российского на американский сегмент станции. 2 июня в 05:19 UTC (09:19 мск) космонавты возвратились на МКС. Продолжительность пребывания вне корабля составила 6 час. 31 мин.

02.06.2006 / 00:03    Новый снимок от SMART-1

Европейское космическое агентство распространило очередной снимок лунной поверхности, сделанный камерами межпланетного зонда SMART-1. Фотография была сделана 14 января нынешнего года с удаления 753 км от Луны.Заснят район кратера Zucchius (координаты 61,3 град. ю.ш. и 50,8 град. з.д.).

02.06.2006 / 00:03    Не все недостатки удалось устранить

Специалисты NASA признали, что не все недостатки конструкции кораблей многоразового использования, которые могут привести к катастрофе, удалось окончательно устранить, сообщает . Несмотря на это полет Discovery разрешен, а сохраняющийся риск признан доаустимым. Об этом заявил в среду руководитель программы Уэйн Хейл (Wayne Hale). "Это большое достижение", - заявил он. По словам Хейла, специалисты проделали большую работу и значительно повысили безопасность полетов.

- А.Ж.

02.06.2006 / 00:03    Китайская космическая отрасль делает ставку на молодых специалистов

24-27 мая в Пекине прошел 3-й международный симпозиум по перспективным интеллектуальным спутникам обзора Земли FIEOS-2006 (FIEOS – Future Intelligent Earth Observing Satellites). В работе FIEOS-2006 участвовали представители США, Германии, Франции, Канады, Японии, Кореи, России и других стран. Организаторами конференции выступили учреждения Академии наук КНР и министерства науки и технологий КНР MOST (Ministry of Science and Technology), а также университет США.
     Особый интерес вызвал доклад по национальной космической программе обзора Земли и навигации (ОЗН) Китая, представленный министерством науки и технологий КНР MOST. Разработку космических программ обзора Земли и навигации в Китае осуществляет обширная кооперация предприятий, во главе которой находятся 6 ведущих ведомств: министерство науки и технологий MOST, комиссия по оборонной науке, технике и оборонной промышленности КОНТОП (COSTIND), госкомитет по разработкам и исследованиям, академия наук КНР, академия инженерных наук КНР, национальный научный фонд.
     В Китае существует довольно сложная иерархия программ разработки новой космической техники, которые курирует ведущее министерство MOST:
     - программа фундаментальных исследований № 973;
     - программа разработки высоких технологий № 863;
     - программа развития ключевых технологий;
     - национальные специальные проекты.
     Системы обзора Земли и навигации занимают важные позиции в перечисленных программах. Например, программа разработки высоких технологий № 863 охватывает направления развития ИТ, технологий ОЗН, энергетики и новых материалов. В рамках специальных проектов разрабатывается более 10 космических программ, одна из них – создание КА с оптической аппаратурой высокого разрешения класса “Ikonos”, работы по которой Китай начал недавно.
     Подавляющее большинство участников конференции FIEOS-2006 составляли молодые специалисты, аспиранты и студенты. Причем они выступали не в роли слушателей-статистов и не только в качестве рабочей силы организаторов, но и активно участвовали в докладах. Подавляющее большинство докладов на секциях делали молодые специалисты, некоторых из них поздравляли с успехом гости – профессора из США, Германии, Японии. Официальным языком конференции был выбран английский, в зале не было синхронного перевода на китайский в связи с отсутствием надобности. Заместитель министра и чиновники министерства науки и технологий MOST в своих выступлениях продемонстрировали хороший уровень разговорного английского языка.
     В Китае хорошо знают и уважают ведущих зарубежных ученых и инженеров, составляющих мировую элиту космической отрасли. Для изучения их знаний и опыта применяется практика приглашенных профессоров, когда ведущих специалистов из университетов США, Европы и центров НАСА приглашают читать лекции в китайские вузы. Наиболее перспективная молодежь, также как и у нас, выезжает на учебу и стажировку в США и Европу, но Китай стремится обеспечить их работой после завершения учебы.
     Аспирантуры и дневные образовательные отделения созданы при многих академических НИИ и организациях. Например, много аспирантов плодотворно трудится на приемной станции ДЗЗ CRSSGS и участвуют в решении актуальных технических задач и разработке крупных государственных НИОКР. Одним словом, первоочередное внимание образованию – отличительная черта госполитики современного Китая. Если бы можно применять новые словоформы, то тенденции в сфере образования современного Китая можно было бы охарактеризовать красноречивым словом, увиденным в холле конференции - “EducAsia” – “обучающаяся Азия”.
     Конечно, в Китае существуют и проблемы. Остается относительно невысоким уровень заработка научно-инженерных работников космической отрасли. Но быстрая динамика развития отрасли позволяет надеяться на скорые перемены.
     Сравнение состояния космической отрасли Китая и России заставляет задуматься о наших проблемах. В России существует много вариантов использования стабфонда. Есть мнения сохранить его для будущих поколений. Но инвестиции в образование, особенно в наукоемких и высокотехнологичных областях как раз и являются инвестициями в будущие поколения.

- А.Ж.

02.06.2006 / 00:03    Памятные даты космонавтики. 2 июня 2006 г.

2 июня исполняется 50 лет, как родился Полански Марк Льюис "Роман" (Polansky, Mark Lewis 'Roman'), астронавт США, совершил 1 космический полет в 2001 году продолжительностью 12 суток 21 час 20 минут 3 секунды.

2 июня исполняется 40 лет, как американская межпланетная станция "Serveyor-1", с первой попытки, совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Океана Бурь в точке с координатами 2 градуса 27 минут южной широты и 43 градуса 13 минут западной долготы. Сразу после посадки была начата ретрансляция на Землю 11150 фотографий лунной поверхности.

2 июня исполняется 30 лет, как с базы ВВС США Ванденберг с помощью РН "Титан-34В" (Titan) был осуществлен запуск первого КА "SDS-1". SDS (Satellite Data System) спутник первого поколения, системы обеспечения управления стратегических сил ВВС США в полярных широтах. Масса КА первого поколения на более 700 кг. Срок службы 5-7 лет. Система была предназначена для обеспечения управления стратегических сил США в полярных широтах в системе связи ВВС программа 711.

01.06.2006 / 16:51    В правительстве РФ

30 мая с.г. председатель правительства РФ Михаил Фрадков подписал распоряжение № 786-р, которым Моисеев Николай Федорович назначен директором Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Правительства Российской Федерации с освобождением его от занимаемой должности (заместитель руководителя Федерального космического агентства).

- А.Ж.

01.06.2006 / 16:19    Кабинет Министров Украины утвердил Концепцию Общегосударственной космической программы Украины

Кабинет Министров Украины своим распоряжением утвердил Концепцию Общегосударственной космической программы на 2007-2011 годы, передает пресс-служба Кабинета Министров Украины.
     В Концепции сформулирована проблема реализации качественно новой модели космической деятельности Украины в соответствии с современными требованиями и национальными интересами; обоснована необходимость разработки целевой космической программы, которая имеет статус общегосударственной; сформулирована общая цель программы - обеспечение развития и эффективного использования космического потенциала Украины для решения насущных вопросов стабильного развития, безопасности, внедрения высоких технологий и повышения уровня науки и образования.
     Принятая Концепция определяет основные подходы к выполнению четвертой космической программы независимой Украины. Каждая из предыдущих программ решала неотложные текущие проблемы развития космической отрасли: сохранение научного и производственного потенциала космической отрасли в интересах национальной экономики и безопасности, формирование внутреннего рынка космических услуг, выход на международный космический рынок с собственной продукцией и услугами, интеграцию Украины в международное космическое сообщество. В настоящее время можно считать выполненными основные задачи предыдущих программ: космическая отрасль Украины является одной из немногих, которые обеспечивают поступательное развитие экономики государства, необходимый уровень его научно-технического потенциала, реальный выход на международные рынки высокотехнологической продукции.
     Вместе с тем роль и значение современной космической деятельности характеризуется новыми задачами в решении глобальных проблем человечества, в частности, относительно использования космической техники для обеспечения постоянного развития. Это требует активного поиска Украиной своего места на космических рынках, формирования новой космической политики, направленной на решение насущных общегосударственных программ.
     Концепцией предполагается создание постоянно действующей группировки отечественных космических аппаратов с периодичностью их запуска не реже, чем раз в 2-3 года, модернизация существующих ракет-носителей и разработка и создание новых, с соответствующим научным, технологическим и организационно-правовым обеспечением. Реализация задач, определенных Концепцией даст возможность усовершенствовать отечественные и международные геофизические исследования, создать условия для коммерческого использования ракет-носителей, провести актуальные научные исследования. Финансирование Программы планируется осуществлять за счет бюджетных средств, инвестиций, других источников. Ориентировочный объем финансирования Программы – 3,5 млрд. гривен, сообщает .

- А.Ж.

01.06.2006 / 16:19    Премьер-министр Украины и министром иностранных дел Норвегии обсудили вопросы реализации международного космического проекта "Морской старт"

Премьер-министр Юрий Ехануров провел 1 июня встречу с министром иностранных дел Норвегии Йонасом Гаром Стором, передает "Укринформ". Стороны обсудили вопрос сотрудничества Украины и Норвегии, в частности реализации международного космического проекта "Морской старт", сообщили Укринформу в пресс-службе правительства.
     В ходе встречи Юрий Ехануров отметил, что постоянный интенсивный диалог между двумя странами вступает в новую фазу, поскольку Украина с 1 января 2006 года стала парламентско-президентской республикой, и все отношения с другими государствами, в том числе и с Норвегиею, отныне следует строить с большим парламентским участием.

01.06.2006 / 12:24    "Красноярские авиалинии" открывают маршрут на Байконур

2 июня, в день 51-летия космодрома Байконур, на космодром совершит первый полет самолет авиакомпании «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр», KrasAir).
     «КрасЭйр» входит в пятерку крупнейших российских авиационных перевозчиков. В парке «Красноярских авиалиний» более 40 самолетов, совершающих полеты по всей России и во многие зарубежные страны. KrasAir является официальным перевозчиком по межправительственным соглашениям с Германией, КНР и Южной Кореей. В компании работает более 4500 человек, в том числе около 550 летных специалистов, более 60 из них являются командирами воздушных судов.
     4 мая президент России В.В.Путин одобрил создание второго национального перевозчика под эгидой «КрасЭйр». Предполагается, что в новый холдинг войдут пять авиакомпаний, являющихся членами альянса AirUnion. За прошлый год члены альянса перевезли более 4 млн. пассажиров, в том числе более 2 млн. пассажиров перевезено «КрасЭйром». Альянс занимает второе место в отрасли по объемам выручки, доле рынка, пассажирообороту и размеру авиапарка. Совместная эксплуатация маршрутных сетей и воздушного парка повысила эффективность работы всех предприятий альянса. Объединенный парк воздушных судов AirUnion насчитывает более 70 лайнеров.
     Открытие нового маршрута на Байконур соответствует политике компании, стремящейся расширить свое присутствие как в российском небе, так и в международных перевозках.
     Расписание предусматривает выполнение двух рейсов на космодром в неделю – по вторникам и пятницам. На Байконур будут совершать полеты самолеты Ту-154М по маршруту "Москва-Байконур-Москва" из аэропорта Домодедово. В авиакомпании Федерального космического центра «Байконур», заключившей контракт с «Красноярскими авиалиниями» уверены, что приход новой солидной авиакомпании на космодром в период начала сезона отпусков позволит обеспечить испытателям космодрома комфортный вылет к местам летнего отдыха.
     Помимо открытия регулярного сообщения с Байконуром, «Красноярские авиалинии» становятся официальным перевозчиком Федерального космического агентства России.

01.06.2006 / 12:24    Марсоход Opportunity опять увяз в рыхлом грунте

29 мая колеса марсохода Opportunity забуксовали в рыхлом грунте. По планам ЦУПа в этот день марсоход должен был проехать около 24 метров, но из-за "бездорожья" его дневной "пробег" составил только 1, 5 метра.
     Поэтому на следующий день марсоходу была дана команда сфотографировать окружающую его местность, чтобы можно было оценить ситуацию и решить, куда направить марсоход, чтобы он смог выбраться из рыхлого грунта.
     Предварительные данные указывают на то, что колеса не так глубоко зарылись в марсианский песок, как это было в апреле прошлого года, когда Opportunity застрял в песчаной дюне. Тогда для вызволения марсохода в Лаборатории реактивного движения постарались максимально точно смоделировать ситуацию: насыпали аналогичную гору порошка, по свойствам похожего на марсианский песок, и отрабатывали на ней разные маневры с участием копии марсоходов. В итоге были выработаны рекомендации для настоящего марсохода и через пару недель он смог выбраться на твердую почву. Специалисты полагают, что на этот раз Opportunity сможет выехать с рыхлого участка уже через несколько дней. А пока марсоход займется съемкой окружающего пейзажа.
     За неделю до этого происшествия Opportunity в очередной раз остановился на пути к кратеру Виктория для проведения анализа грунта с помощью микроскопа и двух своих спектрометров, работающих в разных диапазонах длин волн.
     В том месте Марса, где сейчас находится Opportunity, скоро наступит зима, поэтому специалисты ЦУПа так планируют перемещения марсохода, чтобы он останавливался на склонах, обращенных к северу. Таким способом можно увеличить освещенность солнечных панелей марсохода, чтобы они вырабатывали максимально возможное количество электроэнергии.

- А.Ж.

01.06.2006 / 12:24    Летом с российских космодромов планируется запустить около 20 космических аппаратов, в том числе "грузовик" к МКС

Летом с российских космодромов планируется запустить около 20 космических аппаратов (КА), в том числе грузовой транспортный корабль к МКС, сообщили в Роскосмосе.
     Запуски осуществят в рамках Федеральной космической программы, коммерческих программ, программ международного сотрудничества и в интересах Минобороны РФ, сообщает .
     В настоящее время на Байконуре готовят к запускам пять ракет-носителей и одну конверсионную баллистическую ракету "Днепр". Всего летом с Байконура должны вывести на орбиты 15 КА.
     Кроме того, с позиционного района РВСН Домбаровский под Оренбургом на середину июня намечен старт конверсионной ракеты-носителя РС-20 с зарубежным телекоммуникационным спутником "Генезис-1".
     С Плесецка на лето запланирован запуск двух спутников - одного в интересах Минобороны РФ, второго - по заказу корейского института аэрокосмических исследований KARI (Korea Aerospace Research Institute).
     Запуск южнокорейского спутника "КомпСат-2" будет произведен с помощью российской конверсионной ракеты-носителя "Рокот" .

- А.Ж.

01.06.2006 / 12:24    KAZSAT обеспечит большие экономические выгоды Казахстану и соседним странам

Запуск первого казахстанского спутника, планируемый на июнь текущего года, принесет немало экономических выгод Казахстану, России и другим соседним государствам, передает .
     Такое мнение сегодня во время встречи с журналистами, состоявшейся после посещения наземного комплекса управления космическими аппаратами в городе Акколь Акмолинской области, высказал президент РК Нурсултан Назарбаев.
     «Это будет исторический момент для Казахстана, страна вступит в ряды космических держав, - Н.Назарбаев. – Об этом можно говорить с особой гордостью. Совместно с российскими специалистами и Федеральным космическим агентством РФ в республике за короткий срок проделан большой объем работ в данном направлении. Так, в городе Акколь открыт наземный комплекс управления космическими аппаратами, а 18 июня с космодрома «Байконур» на околоземную орбиту будет запущен спутник «KAZSAT».
     В этой церемонии вместе с главой Казахстана примет участие также президент РФ Владимир Путин.
     Говоря о развитии в Казахстане космической отрасли, Н.Назарбаев сказал, что совместно с российскими специалистами будет разработана и принята специальная стратегическая программа на период до 2020 года.

- А.Ж.

01.06.2006 / 12:10    Пятилетний юбилей 1 июня отметят Космические войска России, как самостоятельный род Вооруженных Сил РФ

1 июня 2001 года были сформированы и приступили к выполнению задач по предназначению Космические войска ВС РФ. Именно пять лет назад Командный пункт Космических войск взял на себя управление орбитальной группировкой и всей наземной инфраструктурой. Прошедший период подтвердил правильность принятого решения Совета Безопасности РФ и Указа Президента России об образовании Космических войск, как межвидовой структуры.
     За прошедшие пять лет Командный пункт (КП) Космических войск претерпел значительные качественные изменения. Сегодня на КП используются самые современные технологии и вычислительные средства, с помощью которых дежурная смена, находясь в Москве, может приблизить к себе по времени и по месту информацию для анализа и последующего принятия решения по приему на управление и собственно управлению космических аппаратов (КА), запускаемых с космодромов Плесецк, Байконур и Свободный.
     Технические средства, размещенные на КП, в реальном масштабе времени наглядно отображают результаты экспресс-обработки измерительной информации и демонстрируют видеоизображение при проведении запусков космических аппаратов (КА) ракетами-носителями «Космос-3М», «Рокот», «Союз», «Протон». По словам командующего Космическими войсками генерал-полковника Владимира Поповкина,«…организационное построение Космических войск, их состав, состав вооружения и техники определяется поставленными перед войсками задачами в космосе. Таких задачи три:
     - создание, развертывание и управление орбитальными группировками космических аппаратов военного, двойного и социально-экономического назначения;
     - контроль освоенного околоземного космического пространства, предупреждение высшего военно-политического руководства о ракетно-ядерном нападении;
     - противоракетная оборона г. Москвы».
     По его мнению,«…сегодня в космосе функционируют все необходимые системы: предупреждения о ракетном нападении; космической связи, передачи данных и ретрансляции; глобальной навигации, картографирования и метеообеспечения, космические аппараты двойного и социально-экономического назначения».
     Сегодня Космические войска начинают очередной (летний) период обучения 2005-2006 учебного года.Подводя итоги деятельности Космических войск в зимнем периоде обучения на заседании Военного совета Космических войск Владимир Поповкин отметил, что «…по результатам несения боевого дежурства и дежурства боевые расчеты и дежурные смены в зимнем периоде обучения выполнили задачи по предназначению и способны обеспечить перевод соединений и частей с мирного на военное время, восстановить нарушенную боевую готовность и обеспечить применение вооружения и военной техники (ВВТ) дежурных сил в различных условиях обстановки. Личным составом дежурных смен получен практический опыт боевой работы по обнаружению стартов отечественных и иностранных баллистических ракет (БР) и ракет-носителей (РН), при этом не допущено нарушений боеготовности средств и выдачи ложной информации предупреждения».
     По словам командующего, в ходе зимнего периода обучения боевыми расчетами космодромов и дежурными сменами Главного центра испытаний и управления космических средств (ГИЦИУ КС) проведено и обеспечено десять пусков ракет космического назначения (РКН) с выводом на орбиту двенадцати космических аппаратов (КА), в том числе КА военного и двойного назначения.
     Средства наземного автоматизированного комплекса управления КА работоспособны и обеспечивают управление орбитальными группировками КА военного, двойного и социально-экономического назначения. Дежурными сменами ГИЦИУ КС им. Г.С.Титова за истекший период проведено около 100000 сеансов управления КА.
     Дежурными силами объединения РКО обнаружено 7 пусков отечественных и иностранных ракет-носителей и баллистических ракет, осуществлен контроль за выводом на орбиты 36 космических аппаратов (КА).
     По информации полученной от средств систем предупреждения о ракетном нападении (ПРН), противоракетной обороны (ПРО) и специализированных средств системы контроля космического пространства (ККП) взято на сопровождение 40 космических объектов, из которых 7 отечественных и 19 иностранных КА.
     Кроме того, осуществлено предупреждение об 11 опасных сближениях космических объектов с международной космической станцией, проведен контроль за прекращением баллистического существования 55 космических объектов, а также обнаружено 30 маневра иностранных и отечественных КА».
     «Информация о вновь запущенных КА и прекративших баллистическое существование космических объектах своевременно вносилась в Главный каталог космических объектов. В настоящее время в Главном каталоге хранится информация о более 9000 космических объектах, из которых около 5000 находится на сопровождении» - подчеркнул командующий.

- Алексей Кузнецов,начальник Службы информации и общественных связей Космических войск.

01.06.2006 / 12:10    Нейтронные звезды "переняли опыт" у черных дыр?

Долгое время считалось, что потоки вещества, извергающиеся в пространство со скоростью, близкой к скорости света, являются характерной особенностью черных дыр. Однако, считают ученые, это явление может оказаться более распространенным во Вселенной, чем предполагалось ранее.
     Астрофизики, используя космический телескоп Spitzer, недавно обнаружили один из таких потоков вблизи очень плотной нейтронной звезды и сделали вывод, что нейтронные звезды, также как и черные дыры, могут создавать такие струи (джеты)вещества.
     «На протяжении многих лет ученые считали, что эти потоки могут создавать только черные дыры, - поясняет руководитель исследования доктор Симон Мильяри (Simone Migliari) из Калифорнийского университета. – Теперь, когда Spitzer обнаружил устойчивый поток, исходящий от нейтронной звезды в рентгеновской двойной системе, становится ясно, что джеты вызывает нечто, свойственное и черным дырам, и нейтронным звездам».
     Д-р Мильяри и его коллеги из четырех институтов США и Европы использовали телескоп Spitzer для наблюдения за двойной звездной системой 4U 0614+091, которая расположена в созвездии Ориона и удалена от нас на расстояние 10 тыс. световых лет сообщает SpaceDaily. В этой системе масса нейтронной звезды более чем в 14 раз превышает массу обычной звезды, вращающейся вокруг нее.
     Нейтронная звезда вытягивает вещество из своей спутницы, формируя так называемый аккреционный диск, который вращается вокруг нейтронной звезды подобно кольцам Сатурна. По мнению ученых, аккреционный диск и сильное гравитационное поле, свойственные и черным дырам, и нейтронным звездам в двойных системах, являются необходимыми условиями для формирования компактных релятивистских струй.
     Обычно для наблюдения за потоками, испускаемыми черными дырами, используются радиотелескопы. На радиочастотах потоки легко выделяются на фоне других объектов. Однако, из-за того, что потоки вещества, испускаемые нейтронными звездами, в 10 раз слабее потоков от черных дыр, наблюдение за ними с помощью радиотелескопа заняло бы несколько часов. С помощью сверхчувствительного инфракрасного телескопа Spitzer ученые наблюдали слабый поток вещества в системе 4U 0614+091 в течение нескольких минут. Инфракрасный телескоп также помог ученым рассмотреть геометрию потока.

01.06.2006 / 10:03    Звезда Ригель и исследование атмосферы Сатурна

Этот снимок был сделан зондом Cassini, который сейчас работает на орбите Сатурна. В кадре как раз и находится Сатурн (серая масса, занимающая всю левую верхнюю часть снимка). В центре на темном фоне неба видна также маленькая белая точка. Это звезда Ригель, которая входит в десятку самых ярких звезд из тех, что можно увидеть невооруженным глазом с поверхности Земли. Ее звездная величина равна 0,1. Ригель - это самая яркая звезда в созвездии Ориона, которое считается самым красивым и интересным созвездием неба. В созвездии Ориона древние увидели фигуру охотника, в руках которого находятся дубинка и щит. Звезда Ригель находится в "левом колене" Ориона.
     Зонд Cassini подловил момент, когда эта звезда появлялась из-за плотной дымки верхнего слоя атмосферы Сатурна. Наблюдая за звездой во время этого процесса, ученые могут получить информацию о вертикальной структуре верхнего слоя атмосферы Сатурна, в частности о распределении плотности дымки по высоте.
     В момент съемки Cassini находился на расстоянии около 663 тыс. км от Сатурна, пишет .

01.06.2006 / 09:38    "Дискавери" проверили на готовность к полету

Специалисты NASA провели очередную проверку готовности к полету корабля многоразового использования Discovery, старт которого запланирован на 1 июля нынешнего года. Основное внимание было уделено топливному баку, чтобы исключить повторение катастрофы, аналогичной той, которая произошла с Columbia в 2003 году, передает . По словам представителей NASA, никаких неполадок выявлено не было.

- А.Ж.

01.06.2006 / 09:38    США и Японии готовятся к запуску баллистической ракеты КНДР

В связи с возможностью запуска с территории КНДР баллистической ракеты "Тэпходон-2" вооруженные силы Японии и США приведены в повышенную готовность, пишет в четверг японская газета "Санкэй" со ссылкой на источники в правительственных кругах. Газета отмечает, что "реального запуска может и не произойти, поскольку Северная Корея, вероятно, использует подобные приготовления в качестве средства запугивания соседних государств".
     Тем не менее, на северокорейском полигоне Мусудан на северо-востоке страны, где с начала мая отмечалась повышенная активность персонала и перемещение тяжелой техники, в настоящее время, по сообщениям источников слежения, работы перешли на новый этап и зафиксирован резко возросший радиообмен.
     В связи с этим Управление национальной обороны (УНО) Японии распорядилось об отправке в акваторию Японского моря приписанного к базе ВМФ в Сасэбо эсминца "Текай", оснащенного противоракетной системой "Иджис", и самолета со средствами электронной разведки YS11E. Одновременно, в том же районе с конца мая совершает разведывательные полеты самолет ВВС США RC135S, передает

- А.Ж.

01.06.2006 / 00:03    Космический туризм берет "новые рубежи"

Компания Space Adventures, Ltd., один из лидеров бурно развивающейся индустрии космического туризма, объявила 31 мая о своем намерении приобрести базирующуюся в штате Калифорния компанию Space Launch Corporation. Тем самым Space Adventures, Ltd. намерена усилить свое влияние на рынке космических технологий за счет разработок в этой области, которыми владеет Space Launch Corporation.

01.06.2006 / 00:03    Европейский модуль доставлен на мыс Канаверал

30 мая с.г. в Космический центр имени Кеннеди доставлен европейский модуль для Международной космической станции Columbus. Транспортировка была была осуществлена на борту траспортного самолета 'Beluga'. Запуск модуля запланирован на конец 2007 года.

01.06.2006 / 00:03    Георгий Гречко стал почетным доктором Военмеха

В прошедшую пятницу в Санкт-Петербурге в стенах Балтийского технического университета (Военмеха) прошла торжественная церемония вручения мантий почетных докторов университета. Среди удостоенных этого звания два человека, которые имеют к космонавтике прямое отношение. Одним из них был конструктор ряда совершенно уникальных приборов и приспособлений для космических кораблей и орбитальных станций (а "по совместительству" - известный каскадер) Александр Массарский. Другим - дважды герой Советского Союза летчик-космонавт Георгий Гречко. Оба - выпускники Военмеха.

01.06.2006 / 00:03    Летчик-космонавт пополнил ряды Российской академии наук

На минувшей неделе в Москве прошло общее собрание Российской академии наук. Одним из вопросов повестки дня стали выборы новых действительных членов академии и членов-корреспондентов. Ряды академии пополнил и летчик-космонавт СССР Виктор Петрович Савиных, который был избран членом-корреспондентом РАН.
     В.П. Савиных проявил себя как специалист в области космической географии, разработки методов дистанционного зондирования в интересах наук о Земле. Он автор более 180 научных работ.

01.06.2006 / 00:03    Новости с Байконура

На космодроме Байконур продолжается подготовка к запланированному на середину июля запуску метеорологического космического аппарата METOP ("МетОп"). Космический аппарат был доставлен на Байконур 18 апреля и проходит подготовку в монтажно-испытательном корпусе площадки № 112 космодрома.
     Специалисты европейских фирм завершили проверки спутника и 31 мая проводят обзор готовности космического аппарата и совещание по готовности к заправке компонентами топлива двигательной установки "МетОпа".
     Старт ракеты "Союз-2-1а" с разгонным блоком "Фрегат" и КА METOP запланирован на 17 июля 2006 года.

На космодроме Байконур продолжаются работы по подготовке к запуску ракетой-носителем "Союз-У" космического аппарата дистанционного зондирования Земли "Ресурс-ДК". Завершились проверки спутника после проведенных пневмовакуумных испытаний и сегодня, 31 мая, ведется подготовка спутника к транспортировке на заправочную станцию. Планируется, что спутник будет перевезен на заправочную станцию в течение ночи. Заправка двигательной установки космического аппарата "Ресурс-ДК" компонентами топлива запланирована на 1-2 июня.
     После заправки "Ресурс" будет возвращен на рабочее место для установки солнечных батарей и заключительных проверок перед сборкой космической головной части.
     Запуск ракеты-носителя "Союз-У" с космическим аппаратом "Ресурс-ДК" с площадки № 1 космодрома Байконур запланирован на 15 июня.

01.06.2006 / 00:03    "Горячие Юпитеры" продолжают удивлять астрономов

В ходе сравнительного анализа химического состава экзопланет класса "горячий Юпитер" и их звезд-прародителей европейским астрономам удалось выявить ряд любопытных закономерностей. Ученые полагают, что полученные результаты могут привести к пересмотру существующей теории формирования планет, пишет .
     Астрономы обнаружили уже 188 планет, находящихся за пределами Солнечной системы. Среди них 10 известны как транзитные планеты — обнаружить их можно в тот момент, когда они проходят между своей звездой и Землей. В силу технических ограничений транзитным или затменным методом удается пока обнаруживать только гигантские планеты, орбиты которых расположены на близком расстоянии от звезды. Планеты такого типа называют «горячими Юпитерами» или Пегасидами (Pegasids). Открытые на сегодняшний день транзитные планеты имеют массы от 110 М до 430 М, где М — масса Земли (для сравнения, масса Юпитера, самой крупной планеты Солнечной системы, равна 318 М).
     Несмотря на относительную малочисленность, транзитные планеты являются ключом к пониманию процесса планетообразования, поскольку только у них можно определить массу и радиус. Эти величины позволяют рассчитать среднюю плотность и оценить химический состав. Однако для получения точных величин необходимо знать также внутреннюю структуру планет.
     Ситуация осложняется отсутствием достаточной информации о поведении материи при сверхвысоких давлениях (давление внутри гигантских планет более чем в миллион раз превышает атмосферное давление Земли). В ходе предварительных исследований из девяти «транзитных» планет, известных до апреля 2006 года, химический состав удалось более-менее точно определить только для наименее массивной планеты. Как оказалось, она обладает массивным ядром, состоящим из тяжелых элементов, массой приблизительно 70 М и оболочкой из водорода и гелия массой 40 М. Было также известно, что из оставшихся восьми планет шесть состоят главным образом из водорода и гелия, подобно Юпитеру и Сатурну, но массы их ядер не удавалось определить. Последние две планеты оказались слишком большими и не описывались простыми моделями.
     Впервые сопоставив всю имеющуюся предварительную информацию и включив в расчеты две аномально большие планеты, европейские астрономы под руководством д-ра Тристана Гийо (Tristan Guillot) из CNRS, обсерватории Лазурного берега (Франция), установили, что девять транзитных планет имеют гомогенные свойства, то есть состоят из ядер с массами от 0 (ядро отсутствует или очень мало) до 100 М и газовых оболочек, сообщает PhysOrg. Из этого следовало, что некоторые из «горячих Юпитеров» должны содержать больше тяжелых элементов, чем предполагалось. При сравнении массы тяжелых элементов планет с содержанием металлов в их звездах, ученые также обнаружили определенную корреляцию. Планеты, сформированные вокруг звезд, которые являются столь же богатыми металлом, как наше Солнце, имеют маленькие ядра, в то время как планеты, звезды которых содержат в два-три раза больше металлов, имеют намного большие ядра.
     Существующие модели формирования планет не могут объяснить присутствие большого количества тяжелых элементов в «горячих Юпитерах». Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что эти модели нуждаются в пересмотре.
     Корреляция между звездным и планетарным составом, скорее всего, будет подтверждена при дальнейших открытиях планет транзитным методом. Интересно, что результаты исследований объясняют, почему эти планеты трудно обнаружить наземными средствами наблюдений: большинство Пегасид имеют массивные ядра, следовательно, их размеры меньше ожидаемых. В октябре этого года планируется запустить космический зонд COROT, который, как ожидается, должен обнаружить и исследовать характеристики десятков транзитных планет, включая малые планеты и планеты, находящиеся далеко от своих звезд.
     В заключение следует сказать несколько слов о десятой транзитной планете XO-1b, которая была обнаружена совсем недавно с помощью недорогого самодельного телескопа. Это аномально большая планета, вращающаяся около звезды солнечного типа. Исследования показали, что она имеет очень маленькое ядро, что полностью соответствует предположению о звездно-планетарной корреляции химического состава.

- А.Ж.

01.06.2006 / 00:03    Роскосмос представляет на заседании правительства РФ в четверг законопроект о ратификации соглашения с правительством Чили о сотрудничестве в мирном освоении космоса

Роскосмос представляет на заседании правительства РФ в четверг проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чили о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях", передает . Об этом сообщает правительственная пресс-служба.
     Соглашение между правительствами России и Чили о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях было подписано 19 ноября 2004 г. Целью документа является создание организационной и правовой основы для заключения соглашений и контрактов по различным направлениям совместной деятельности в космосе.
     В соответствии с федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", соглашение подлежит ратификации вследствие содержащихся в нем положений об освобождении определенной категории товаров - объектов сотрудничества в космической сфере - от уплаты налогов и таможенных пошлин, а также действия принципа взаимного отказа от требований об ответственности.
     Как отмечает Роскосмос, реализация соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

01.06.2006 / 00:03    В КБОМ им. Бармина подвели итоги ILA-2006

Конструкторское бюро общего машиностроения им. В.П.Бармина подвело итоги своего участия в Международной авиационно-космической выставке ILA-2006 в Берлине, проходившей в период с 16 по 21 мая. Предприятие принимало участие в выставке в рамках объединенной экспозиции Федерального космического агентства.
     Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, Генеральный директор – генеральный конструктор КБОМ Игорь Бармин отметил, что "предприятие представило макет стартового комплекса для ракеты-носителя "Союз/СТ" во Французской Гвиане. Посетителям стенда КБОМ было дано ясное представление о работах, которые необходимо провести предприятию по международному проекту". И.Барминым отмечено также, что "мы стремились показать новизну и гибкость подхода в решении проблем предстартового обслуживания ракеты-носителя "Союз" в соответствии с требованиями, предъявляемыми иностранными партнерами".

- А.Ж.

01.06.2006 / 00:03    Руководитель Роскосмоса посетил наземный комплекс управления космическими аппаратами в г. Акколь (Казахстан)

Как сообщает пресс-служба Роскосмоса, 31 мая Руководитель Федерального космического агентства А.Перминов в рамках рабочего визита в Республику Казахстан посетил наземный комплекс управления космическими аппаратами в г. Акколь. Глава Роскосмоса представил Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву и премьер-министру РК Даниилу Ахметову наземный комплекс управления космическими аппаратами, разработанный и сданный в эксплуатацию в декабре 2005 года предприятиями ракетно-космической отрасли России. Данный комплекс имеет общую площадь территории 6,9 тыс.кв.м. и предназначен для непосредственного управления космическим аппаратом и мониторинга связи геостационарного спутника КаzSat, запуск которого намечен на 18 июня с космодрома Байконур.
     Анатолий Перминов сообщил, что Центр управления полетами в г.Акколь предназначен для того, чтобы управлять орбитальными группировками различного назначения – сначала одним космическим аппаратом КаzSat, затем КаzSat-2, а также другими системами.

- А.Ж.

01.06.2006 / 00:03    Памятные даты космонавтики. 1 июня 2006 г.

1 июня исполняется 70 лет, как в Советском Союзе был осуществлен пуск первой метеорологической ракеты с жидкостным ракетным двигателем конструкции М.К.Тихонравова.

1 июня исполняется 50 лет, как в провинции Синьзян начато строительство китайского ракетного полигона Цзюцюань (Jiuquan) впоследствии ставшего космодромом.

1 июня исполняется 40 лет, как с космодрома на мысе Канаверал с помощью РН "Атлас-Д" (Atlas) на околоземную орбиту был осуществлен запуск спутника-мишени "ATDA-1/TDA-4" для последующей стыковки с ней пилотируемого КК "Джемини-9" (Gemini). Запуск прошел неудачно от КА не отделился головной обтекатель.

1 июня исполняется 5 лет, как Космические войска России приступили к несению боевого дежурства. Командный пункт Космических войск взял на себя управление орбитальной группировкой и всей наземной инфраструктурой. Образование Космических войск России (КВР).

- А.К.

. , собственный транспорт.